ПРОФМИНИМУМ

С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.

 Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы). В ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
⃣ базовый (не менее 40 часов в учебный год),
⃣ основной (не менее 60 часов в учебный год),
⃣ продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

 Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

⃣ профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;

⃣ урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;

⃣ внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);

⃣ воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);

⃣ дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);

⃣ профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);

⃣ взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

 Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
 Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 1 июня 2023 года N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»

Цели и задачи Профориентационного минимума

Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

Задачи:

  • Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
  • Разработка           научно-обоснованного          содержательного                              наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
  • Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
  • Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
  • Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний — работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
  • Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.

Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.

Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.

Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:

  • Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
  • Основной уровень (не менее 60 часов);
  • Продвинутый уровень (не менее 80 часов).

Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»

Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.

Используемые материалы:

  1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
  2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
  3. Онлайн-уроки «Шоу профессий»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Включает:

  1. Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
  2. Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)

Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Выбор и обучение по программам профессионального обучения.

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.

Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.

Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.

С 1 сентября 2023 года во всех российских школах внедряется Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум.

Целью профминимума является вовлечение в профориентацию школьников с 6 по 11 класс, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Профминимум будет реализовываться с использованием возможностей проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого ребенка», а также других федеральных и региональных практик:

  • «Формула будущего» и «Старт в профессию» от Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
  • Предпрофильная подготовка обучающихся с использованием АИС «Трудовые ресурсы».
  • Инклюзивное профориентационное мероприятие «Такие разные профессии» и проект «Путь к успеху» для обучающихся с ОВЗ.
  • Профориентационные каникулярные смены на базе профессиональных образовательных организаций региона и акция «Апрельские встречи» от ЦПО Самарской области.
  • Областная профориентационная акция «Неделя труда и профориентации “7 шагов к профессии”» от ЦПО Самарской области.
  • Проект «Мой выбор» от ЦОПП Самарской области.
  • Чемпионаты по профессиональному мастерству: «Профессионалы» и «Абилимпикс».
  • Программы популяризации профессий, такие как «Профессионалитет» и привлечение к ИТ-специальностям.
  • «ПроеКТОриЯ» – масштабный профориентационный проект, проводимый при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году будет осуществляться по 6 направлениям:

  • «Урочная деятельность»: подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента.
  • «Внеурочная деятельность»: реализуется через курс занятий «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся классными руководителями еженедельно. Всего будет проведено 34 занятия в течение учебного года.
  • «Взаимодействие с родителями или законными представителями»: предполагает обеспечение участия родителей во всероссийских, областных и школьных родительских собраниях по профориентации, их привлечение к реализации профориентационных мероприятий.
  • «Практико-ориентированный модуль»: содержит в себе практико-ориентированные профориентационные мероприятия – профпробы, проектную деятельность, мультимедийные выставки «Лаборатория будущего», экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей или организаций профессионального образования, конкурсы профориентационной направленности.
  • «Дополнительное образование»: предполагает выбор и посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер.
  • «Профессиональное обучение»: приобретение школьниками профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

В образовательных организациях предусмотрено 3 уровня реализации профминимума, которые школа определяет исходя из имеющихся условий.

С целью внедрения единой модели сформирован перечень школ, в каждой из которых определен уровень реализации профминимума, назначено должностное лицо, ответственное за его реализацию, разрабатывается план внедрения, вносятся коррективы в образовательные программы. Методическую поддержку школам окажут ЦОПП Самарской области и ЦПО Самарской области.

Материалы для проведения уроков, курса «Россия – мои горизонты», методические рекомендации по реализации профориентационного минимума можно найти на сайте — https://bvbinfo.ru/profminimum